Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС «ЦС») представила нормативные акты, принятые руководством российских регионов в части корректировки цены строительного контракта. В настоящее время (по данным на 16 сентября) там выложены документы уже 40-ка субъектов Российской Федерации, и список продолжает увеличиваться. Таким образом, власти на местах также пытаются решить острый вопрос о рентабельности госконтрактов для подрядчиков в условиях растущих цен на строительные материалы. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Троицка.
Пакеты документов в регионах стали дополнением к постановлению Правительства России № 1315 о возможности корректировки стоимости федеральных строительных контактов. В числе таких регионов в последние дни появились те, где количество бюджетных объектов достаточно большое, среди таких – Краснодарский край, Ростовская область, Севастополь, Республика Чувашия. Фактически, уже половина региональных минстроев проявила активность и приняла необходимые документы. Другая половина, по идее, также должна это сделать в ближайшее время.
Между тем, до приемлемого решения вопроса всё ещё далеко – такое мнение высказал президент Межрегиональной общественной организации Союз инженеров-сметчиков Павел Горячкин[СР1] . Он напомнил, что в конце августа Минстрой России ставил задачу пересчитать все госконтракты, попадающие под федеральное и региональные постановления до 6 сентября, однако уже очевидно, что такого не произошло. На сегодняшний день в Главгосэкспертизу на повторную экспертизу сметной стоимости контракта поступило всего около 10-ти проектов – из нескольких сотен таковых.
При этом по факту сам по себе пересчёт госконтракта остался делом добровольным – исполнительная власть предусмотрела такую возможность, но ни в коем разе не обязала заказчика идти на уступки. Павел Владимирович считает, что только активная позиция подрядчиков сможет переломить ситуацию: «После выхода регионального нормативного акта о возможности изменения цены контракта в связи со значительным ростом цен на строительные ресурсы, подрядчику необходимо подготовить расчёт размера увеличения цены контракта с подтверждающими документами, в соответствии с порядком по приказу Минстроя № 500/пр, и выходить на заказчика с письменным предложением об увеличении цены контракта и заключении дополнительного соглашения, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и региональный нормативный акт».
Что может предпринять строительная организация в том случае, если заказчики принципиально отказывается пересматривать стоимость контракта? Вариантов немного:
1. Убеждать и настаивать, находить доводы и аргументы.
2. Предложить расторжение контракта по соглашению сторон.
3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при соблюдении процедуры одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта, регламентированной частями 19-22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ.
Последний вариант, безусловно, будет крайней мере, однако для многих окажется единственной возможностью зафиксировать убытки и выйти из договора, ставшего кабальным.
Согласно действующему законодательству подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае существенных изменений обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта (договора).
Решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, в силу пункта 3 статьи 744 Гражданского кодекса РФ, подрядчик в соответствии со статьёй 450 данного Кодекса вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее, чем на 10%
При этом подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора, в соответствии со статьёй 451 данного Кодекса.
Ну, а в случае угроз заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков – обращаться в контрольный орган в сфере закупок либо решать вопрос в судебном порядке. |